тёмная сила Грозного царя

 К созданию ряда полотен причастны темные и тайные силы — уж слишком часто с этими роковыми шедеврами происходили удивительные факты и необъяснимые события — пожары, смерти, безумие авторов…

Любой рисунок – это символ, несущий в себе невидимую, но ощутимую человеком энергетику. Энергетика символов может защищать, концентрировать интеллектуальные силы, пробуждая наши эмоции, она вдохновляет в нас творчество, склоняет к агрессии, вводит в меланхолическое состояние (депрессия и тоска), невидимо разрушает и приводит к смерти.

Об изуверских пытках в Средневековой Европе рассказано уже немало. К сожалению, реалии того времени были таковы, что и на Руси казни были не менее жестокими. Наиболее известным правителем, «креативно» казнившим людей, был Иван Грозный.

Казни, в понимании Ивана Грозного, должны были быть долгими и мучительными. Так дьяка и дипломата Ивана Висковатого, пытавшегося донести до жестокого царя неразумность смертного приговора, вынесенного им в отношении группы бояр, самого привязали к столбу, а потом постепенно отрубали от него куски плоти.
Часто в русских сказках отражается эпизод, когда для омоложения человек окунается то в котел с кипятком, то в холодную воду. К сожалению, такая практика существовала, и реальность была более жестокой, нежели сказка. Государственных изменников варили живьем.
Массовые казни также были не редкостью во времена Ивана Грозного. Однажды он приказал утопить несколько десятков бояр из Великого Новгорода, предварительно проволочив их по полю, привязанных к лошадям. Царь не пощадил никого: вслед за боярами в реку отправили их связанных жен и детей. Если кому-то удавалось выбраться на поверхность, то их добивали опричники.

Одной из самых известных, выдающихся и вместе с тем спорных и скандальных работ Ильи Репина является картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (другое название – «Иван Грозный убивает своего сына»).

На шедевре запечатлено переживание отца, держащего в объятиях остывающее тело своего сына. Сам процесс убийства не запечатлен, хотя, если исходить из «народного» названия, то, по идее, на полотне должна быть сцена расправы жестокого самодержца над наследником русского престола.

Что такое убийство, совершенное зверем и психопатом?.. Отец ударил своего сына жезлом в висок! Минута… В ужасе закричал… схватил его, присел на пол, приподнял … зажал одной рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев) … а сам орет… Этот зверь, воющий от ужаса… Что за дело, что в картине на полу уже целая лужа крови на том месте, куда упал на пол сын виском… Эта сцена действительно полна сумрака и какого-то натурального трагизма…Казалось бы, ну какая разница? В общем-то, никакой, если бы не полная трансформация идеи художника.

Первый скандал разразился, когда «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» была представлена публике на 13-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1885 года. Император Александр III, разгневанный такой интерпретацией трагедии в российской истории, запретил публичную демонстрацию картины.

(Позже запрет был снят, но на этом злоключения не прекратились). С тех пор вокруг этой работы не утихают споры – а имеет ли картина историческую достоверность или Грозный все-таки не убивал своего сына?

Трудно судить об исторических событиях по прошествии стольких лет. Вполне понятно желание многих докопаться до истины и воссоздать историческую правду. Однако в пылу споров часто забывают о том, что перед нами – не исторический документ, а произведение искусства, автор которого имеет право и на собственную трактовку событий, и на художественный вымысел.

16 января 1913 года в 10:30 утра картина пострадала от трёх ударов ножом, которые нанёс двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов, до того неоднократно посещавший Третьяковскую галерею и знакомый её служащим. Проходя через залы, он сперва остановился перед картиной «Боярыня Морозова» и что-то шептал перед ней, а при входе в зал, где находится работа Репина, вдруг с неистовым криком бросился к ней, перескочил через ограждающие барьер и шнур и со словами: «Довольно смертей, довольно крови» три раза полоснул картину ножом. Служащий музея Шейко, начавший следить за Балашовым, после того, как заметил его стоящим у картины «Боярыня Морозова», следовавший за ним на некотором расстоянии, тут же бросился за ним, однако успел его обезоружить лишь после того, как было сделано три удара по картине. Когда подбежавший в суматохе другой посетитель спросил Балашова: «Что вы сделали?», тот опять ответил: «Довольно крови». Серповидный нож садового типа он купил тем же утром в магазине Роберта Кенца. Задержанного до прибытия полиции отвели в контору галереи, где он всё время сидел в крайне подавленном состоянии духа, закрывая лицо руками и неоднократно повторяя: «Господи, что я сделал». На допросе Балашов показал, что давно задумал изрезать картину.

Балашов сделал на картине три продольных разреза, от восьми до восьми с половиной вершков каждый и шириной 1 дюйм: придясь на место, где сходятся лица царя и его сына, они испортили лица обеих фигур. Центральный порез, идущий из-под левого глаза царя, полностью уничтожил правый глаз царевича, минуя нос, который был лишь немного задет. Все порезы были вертикальные и параллельны между собой, имели зигзагообразный вид. Удары были так сильны, что нож вонзился в перекладину подрамника.

Попечитель Третьяковской галереи И. С. Остроухов тут же прибыл в музей и, осмотрев повреждённую картину, телеграфировал в Куоккалу И. Е. Репину и в Петербург реставратору Эрмитажа  Д. Ф. Богословскому, прося их приехать в Москву и помочь в реставрации.

Прибыв в Москву и лично осмотрев картину в Третьяковской галерее, Репин обратился к Остроухову со словами «Ведь это же непоправимо». В конце концов было решено, что механические повреждения холста будут исправлены реставратором Богословским путем дублирования, а пострадавшую живопись будет восстанавливать сам Репин лично.

Богословский приехал в Москву утром 24 января (6 февраля) 1913 года и тут же со своим помощником И. И. Васильевым приступил к работе. Холст был снят с подрамника и растянут на специально изготовленной доске. Затем картина была перенесена на новый холст и натянута на специально заказанный подрамок со щитами. Утверждалось, что на этом подрамке картина будет настолько прочна, что её нельзя будет прорезать даже с обратной стороны. После длительного процесса дублирования и нескольких дней просушки к своему этапу работы приступил Репин.

Газета «Петербургский листок» отметила, что в течение 10 дней в Петербурге были раскуплены все открытки с репродукцией картины Репина, а оптовые торговцы открытками были завалены заказами из провинции по двойной цене. Правда, газета забыла отметить, что после случившегося хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, бросился под поезд.

25 мая 2018 года в 20:55, за 5 минут до окончания работы Третьяковской галереи, мужчина из числа последних посетителей прорвался в уже пустой зал И. Е. Репина сквозь группу сотрудников музея, проводивших плановый обход залов перед их закрытием, и, схватив металлическую стойку ограждения, сделал несколько ударов по картине. Толстое стекло, защищавшее работу от колебаний температурно-влажностного режима, было разбито; холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича; изображения лиц и рук персонажей не пострадали. Падающее стекло сильно повредило авторскую художественную раму.

Практически сразу после события реставраторы музея провели неотложные аварийные работы — были извлечены осколки стекла, произведен демонтаж картины и рамы, после чего работа была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея.

Случайность или Закономерность? О жертвах пока не сообщалось … Но, возможно, тёмная сила Грозного царя снова пробуждается?

 

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.